В ФИПИ рассказали о типичных ошибках выпускников на экзамене по физике.
Эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) продолжают цикл рекомендаций по подготовке к государственной итоговой аттестации для 11-классников. Очередной обзор посвящен разбору типичных ошибок на ЕГЭ по физике.
Физика — обязательный экзамен почти для всех технических и технологических специальностей. Некоторые вузы просят предоставить результаты ЕГЭ по физике также и для IT-направлений.
Специалисты рассказали, что основные сложности у выпускников 2019 года были связаны с неумением анализировать условие задачи и давать ее полное решение. У большинства 11-классников наблюдается отставание в освоении элементов содержания квантовой физики.
Отрицательно сказался на результатах экзамена недостаточный опыт в проведении экспериментов и лабораторных работ. Так, задания, которые базируются на рисунках различных лабораторных опытов, были выполнены хуже, чем задания на эти же темы, но без экспериментального контекста. При подготовке к экзамену школьникам следует чаще самостоятельно проводить опыты и лабораторные работы.
Несмотря на то, что у выпускников повысились результаты решения качественных и расчетных задач с использованием типовых алгоритмов, здесь по-прежнему есть ряд проблем. Так, ребята недостаточно хорошо анализируют условие задачи.
«Целесообразно на этапе обучения ввести дополнительный пункт в оформление задачи, в рамках которого, кроме записи „Дано“ и рисунка (при необходимости), обучающиеся описывают особенности процессов задачной ситуации и обосновывают выбор физической модели. Интересно, что решения задач в 100-балльных работах отличает как раз наличие таких комментариев в начале решения, которые позволяют судить о понимании экзаменуемым сути рассматриваемых процессов и обоснованности выбранного способа решения», — рассказали эксперты ФИПИ.
Также школьникам необходимо научиться максимально развернуто представлять решения заданий.
«У участников экзамена бытует ошибочное мнение о том, что наличие верного ответа — это гарантия получения максимального балла за решение задачи. При этом некоторые участники используют формулы, которые уже являются производными от основных формул, пропускают логические шаги в математических преобразованиях, не показывают, каким образом был получен числовой ответ. Важно понимать, что на ЕГЭ по физике оценивается вся цепочка рассуждений», — пояснили специалисты.
Ранее в ФИПИ проанализировали результаты ЕГЭ по информатике. По словам специалистов, в 2019 году результаты выпускников немного улучшились, но есть задания, в которых школьники чаще всего допускают ошибки. В частности, затруднения вызвали вопросы, где нужно было определить объем памяти, необходимый для хранения графической информации, построить и преобразовать логические выражения.
По материалам пресс-службы Рособрнадзора
Текст подготовила Екатерина Ячина
Эффективность подготовки к ЕГЭ означает способность ученика достигать желаемых результатов в экзамене и демонстрировать глубокое понимание учебного материала, минимизируя при этом потерю времени и ресурсов.
Эффективная подготовка начинается с полного понимания структуры, формата и требований ЕГЭ. Это включает в себя знание того, какие предметы сдаются, какие навыки и знания оцениваются, и как оцениваются результаты.
Эффективная подготовка включает в себя использование различных учебных материалов, включая учебники, учебные пособия, онлайн-курсы, видеолекции и другие. Это позволяет более глубоко понять и закрепить материал.
Эффективность подготовки к ЕГЭ варьируется от ученика к ученику, и она может зависеть от разных факторов, включая уровень мотивации, предварительные знания и умения. Важно создать план подготовки, который наиболее соответствует вашим потребностям и возможностям, и постоянно работать над его улучшением.